<< Назад

Интерактивная карта путешествия на сервисе My-Road.info

3 августа. День седьмой.

А вот сегодня по-настоящему трудный день. Не испытываю никакой радости при мысли, что еще один день надо куда-то идти и карабкаться вверх. Нас ждет еще один перевал. Совсем плохо то, что настроение такое, что хоть перевал, хоть не перевал...
Мише сегодня лучше, но еще не на все 100.
С самого утра молчим... Надо продержаться, все это пройдет.

Продолжаем продвигаться вверх по Буркану. Буркан постепенно отклоняется левее, сначала на северо-восток, потом почти на север. Много небольших притоков стекает с ледников. Прежде чем влиться в Буркан они распадаются на многочисленные рукава и ручейки. Кажется, что здесь везде вода!
Доходим до верховий Буркана, который здесь образуется из трех речек. Здесь нам надо повернуть направо в сторону перевала Ара-Бель. Направление снова на восток.
Местность несколько заболоченная. Оголодавшие оводы пытаются нас съесть.
10:22. Высота 3380. Нам прямо вперед по этой речной долине.

Я придумал, как защитить руки от солнца. Я надел... горнолыжное термобелье :) Вообще-то, я брал его, чтобы спать в нем. Но оказалось, что и педалить в нем очень комфортно, а длинные рукава спасают кожу на руках.
12:33. Высота 3590. Начался перевальный "взлет" - последний рывок по серпантину. Перед штурмом серпантина передохнули и загрузили в желудки "энергетический взрыв" - смесь из орехов, сухофруктов и меда. Максимум легкоусвояемых калорий. Это смесь для особых случаев. Типа этого. Как я сейчас ненавижу горы!..
13:30. Ну вот мы и на перевале Ара-Бель. Высота 3843.
Наверху конкретное глинистое болото! Так вот ты какой, высокогорный сырт!
Вершины этих "горушечек" находятся на высоте 4200-4500 метров :)
<< За нашими спинами озеро Ара-Бель.
<< Сначала мы едем вот по такой дороге.

А потом выезжаем на дорогу, ведущую на золотой рудник Кумтор. Обратите внимание на ограничение скорости :) Желаю каждому мегаполису иметь хотя бы одну автостраду с такими ограничениями! А здесь дорога гравийная! И ездят по ней неземных размеров канадские пикапы, канадские трейлеры-большегрузы и канадские же, надо думать, цистерны-бензовозы. Причем ездят именно с такой скоростью, а может и побольше. >>

Едем мы горизонтально по дороге, а находимся фактически почти внутри туч. Высота 3700-3800. Из туч льет холоднючий дождь со снежной крупой. Один раз накрывает таким дождем конкретно. Спасают непромокаемая куртка и непромокаемые штаны.

Начало шестого вечера. Доехали до реки Иттыши, свернули с кумторовской трассы и стали искать ночлег в окрестностях небольшого озера.

Сегодня прошли и проехали 57км. Ночуем на высоте 3625. Сумма наборов высоты сегодня - 810 метров.
По крыше палатки барабанит дождь. Совсем не жарко. Что за погода будет завтра? Здешние глины под дождем должны раскиснуть.
Когда выбирали место для палатки главным было спрятаться от сильного ветра и палатку поставили в низком месте. Теперь под звуки дождя мне кажется, что нас должно затопить. Стараюсь не нервничать. Сегодня был физически тяжелый день. Болела голова. И у меня горная болезнь?

4 августа. День восьмой.

5:40 утра.
Вид из палатки на пики и ледники горного массива Акшийрак. Пики высотой 4700-4950 метров.
Сергей и Миша сходили на точку 42N78E.
Я снова остался "на хозяйстве" - лучше я устрою себе отдых.
А ребята прошли около 14км. вверх по р.Иттыши. Подняться пришлось до высоты 3890.
<< Если внимательно присмотреться, то видно, как происходит добыча золота на Кумторе. По всему склону горы идет терасса автодорог. Так "сгрызают" целую гору! Одну гору уже сгрызли до основания. Сейчас "стачивают" одновременно еще две!

На этом месте могла бы быть фотография охранника золотого рудника Кумтор :) Но парень попросил фотографию в интернете не публиковать. А на фоне рудника фотографироваться категорически запретил. Отправлю это фото ему почтой лично в руки >>

<< Метеостанция Тянь-Шань. 200 метров до въезда на рудник. Выглядит совершенно разрушенной и заброшенной, но каким-то образом собирает данные. Загадка...

Еще 5.5км. на северо-восток. Граница Сарычат-Эрташского заповедника ( еще почитать и еще). Дорога же исчезла. Продвигаемся по указаниям GPS. >>

Солнце клонится к закату. Становимся на ночлег. Вокруг красота неописуемая! Только холодно (блин!) очень!

Сегодня только перед самым выездом заметил, что у заднего колеса лопнули 3 спицы. Ну что же я "протупил" полдня, пока парни ходили в пеший поход, а не чинил колесо! Времени на ремонт уже не было, пришлось ехать на таком вот колесе. Вечером пересчитал спицы - лопнувших уже 4. Сегодня уже поздно и темно, чинить обязательно надо завтра с утра.

Ночуем на высоте 3840. На такой высоте мы еще не ночевали.
Местность занятная: тундра тундрой! Много маленьких озер. Камни, вросшие в толстенный слой мха.
За сегодня проехали 18.5км. за 3 часа (стартовали мы только в 16:30)

Миша страдает, делая записи в блокноте - замерзает паста в ручке. А я умный - у меня карандаш! :)

5 августа. День девятый.

А какая красотища была утром! Слов нет!

Река Кызылсу. Неглубоко, но широко и очччень холодно.
<< 9:16. Снег и лед.

9:45. Снег почти весь растаял и под ногами теперь настоящее г: глина. >>

Мне показалось, что этот иероглиф сделан рукой человека.
Форсируем один из левых притоков реки Сарычат.
<< 12:40. Мы стоит на краю сырта, можно сказать. Нам вот туда вниз. Высота пока еще 3670.

А это река Сарычат. Ее надо перейти. Случай непростой. Это отняло у нас три часа... >>

В непростом случае делают так. У нас с собой было 60 метров веревки. Нужен кто-то, кто пойдет первым. Миша отважно вызвался быть первым в этом нашем первом непростом случае. Конец веревки подвязали Мише вокруг груди, под мышками. Этот конец веревки Миша должен доставить на противоположный берег. Конец веревки на нашем берегу мы с Сергеем держим крепко-крепко. Если вода собьет Мишу с ног, то мы с Сергеем должны не дать ему уплыть далеко :) Еще в руках у Миша железный прут - такая третья нога. Хорошо, что здесь такой домик, который на карте обозначен как "зимовье". Очевидно, это временное пристанище для охотников. Внутри, мягко говоря, бардак, - запомнились газеты и книги 70-х годов :) - зато нашелся вот этот чрезвычайно важный металлический прут. Миша наваливается на прут (точнее Сарычат наваливаем Мишу на прут). В таком положении у Миши есть шанс оторвать одну ногу ото дна и нащупать следующий шажок.
Так Миша добирается до того берега. Вода иногда захлестывала ему выше пояса. Теперь наша задача натянуть веревку между берегами. Деревьев здесь нет совершенно, поэтому обвязываем веревку вокруг здоровенных валунов. Не каждый валун можно использовать - они круглые и на половину "вросшие" в землю. А надо чтобы веревка ни в коем случае не соскочила с камня.
Затем делаем следующим образом. Короткую веревку завязываем петлей, очередной "ходок" надевает ее под мышки же. Эта петля карабином крепится на веревку, натянутую над поверхностью воды. Это та самая третья точка опоры.
А теперь решаем классическую задачу о перемещении трех субъектов, трех велосипедов и рюкзаков (три) из пункта А в пункт Б. Важно, что субъект должен передать другому субъекту эту самую страховочную петлю на карабине. Еще задача петли удержать голову человека над водой, если ты все-таки оступишься. Поэтому приходилось постоянно следить, чтобы петля не сползала с груди на живот. Если такое случится, то получится все наоборот - ты повиснешь, привязанным за ноги, головой под воду. До проверки этого эффекта на практике дело не дошло. И это хорошо. Ледяная вода (именно ледяная, т.к. еще час назад, я думаю, она была частью ледника всего в десятке километров отсюда) буквально высасывает из тебя энергию. В считанные секунды!
"Бродим" через реку прямо в "горных" ботинках. Бродить босиком - чистое самоубийство. Миша попробовал одеть сандалии и примотать их к ступням скотчем. Сделал два шага и выскочил обратно - скотч в клочья, сандалии практически сорвало с ног. Поэтому в ботинках. В ботинки потоками воды замывает много мелких острых камешков. Хорошо это или плохо, но пока бредешь, камешки не замечаешь совершенно - холодная вода отличное обезболивающее! :)
Помню, что я сделал три ходки "туда" и две "обратно". Помню, что я сказал Мише после пятого раза: "Миша, можно я больше туда не пойду?!"
Ну и кто-то должен быть последним - отвязать веревку на "стартовом" берегу и аналогичным образом, с петлей чуть ниже шеи :) перейти на финишный берег. Миша сделал и эту работу.
На этот раз Мишу заливало иногда по грудь! Где-то посередине пути железная палка вырвалась из его рук и сгинула в мутных бурунах. Уровень воды явно увеличился! Значит, это мне не почудилось, что пятая ходка далась мне гораздо труднее, чем первая. Ярчайшее солнце интенсивно топит ледники. Эти реки ни в коем случае нельзя переходить после обеда, как это сейчас делаем мы. Их надо переходить как можно раньше утром - в это время воды меньше всего.

Без сил, продрогшие, мы забились в углубление, чтобы спрятаться от ветра, который теперь казался нам просто ледяным. Переоделись в сухое и теплое. Выпили по 50 граммов и поздравили друг друга с вполне удачным "почином". Примерно таких бродов у нас должно было быть впереди штук 5.

Через 3 с половиной километра еще один брод. Помельче. Управились без веревки и всего за полчаса.

<< Долина реки Сарычат. Настоящий каньон.

Оройсу (один из правых притоков Сарычата, стекающих с ледникового массива Акшыйрак) прогрыз себе щель в камнях. >:>

В половине седьмого вечера останавливаемся на ночевку. Солнце уже прячется за хребет на противоположном берегу Сарычата. За хребтом - ледник Калпаковского.
Высота 3310 метров. Сегодня прошли 20 километров. Шли в основном вниз, поэтому наборов высоты всего 150 метров.

Миша попытался отправить SMSку домой с нашего спутникового телефона и обнаружил, что в том разряжена батарея. Кажется, у нас неожиданная проблема. Со спасателями договаривались, что по четным числам мы должны слать им SMSки с нашими координатами. Если мы не выходим на связь, то спасатели должны начать нас спасать. Очередную весточку мы должны отправить завтра. Видимо, телефон не перенес предыдущей "зимней" ночи. Или замерз, или отсырел. Есть робкая надежда, что завтра мы продолжим спускаться, температура окружающей природы должна, соответственно, увеличиваться. Есть шанс, что телефон очухается. Все равно, запасного телефона у нас нет :)