<< Назад

Интерактивная карта путешествия на сервисе My-Road.info

6 августа. День десятый.

Снова нежаркое утро.
Ботинки, мягко говоря, не высохли за ночь :)
Чуть ниже места, где в Сарычат впадает речка Бороко, а сам Сарычат меняет имя на Ирташ, мы два часа угрохали на взятие этого препятствия.
Внутренний голос сразу сказал, что, скорее всего, эта тропинка упрется в "прижим" - отвесный склон у самой воды, ни пройти, ни залезть на него. Голос, к сожалению, оказался прав. Для поиска обхода надо было бы возвращаться назад и лезть метров на сто вверх. Миша в каком-то отчаянном исступлении швырнул рюкзак на спину, велосипед - в руки и рванул вверх по отвесу.
Мы с Сергеем замерли в изумлении. Мы однозначно идем в обход! Но и меня черт попутал: я заприметил, как мне показалось, тропинку наверх и полез по ней только с рюкзаком, оставив велосипед внизу. Довольно скоро я понял, что "попал" по-настоящему. Склон становился все круче и круче. Почва - глина с мелкими камнями - очень ненадежная, предательски крошится из под ног и рук. Приходится действовать очень осторожно: вцепляться обеими ногами и обеими руками, отрывать одну из конечностей и ощупывать следующую точку опоры, выкрашивать все, что там может выкрошиться, пока не поверишь, что это место тебя выдержит. Надежнее почвы оказывались пуки травы, в нее вросшие. И все это с 20-килограммовым рюкзаком за плечами!
Понимаю, что вниз этой "дорогой" я уже спуститься не смогу. Вниз сложнее, чем вверх. Главное не думать, что будет, если... Неспроста внизу под склоном лежит скелет горного барана.
А мимо пролетает вертолет пограничников :) Скорее всего, вертолетчики видели меня - идиота, прицепившегося посередине берегового обрыва, со здоровенным рюкзаком, весь в белом... "Хорошо, - думаю я, - если спасатели нас хватятся, то пограничники расскажут, где и когда видели нас, идиотов."
Выбравшись наверх, мне пришлось уже круговой дорогой вернуться за велосипедом и круговой же дорогой подняться снова наверх. Так незаметно пролетели два часа :)
Я сейчас пишу эти строки и понимаю, что это было скалолазание с рюкзаком, но без страховки на высоте 100 метров, и у меня "мурашки бегают".
<< Знаки инопланетянам? :)

Таких живых сурков здесь множество, а качественно сфотографировать удалось только неживого. Зверюга размером с собаку >>

Не вполне одетые мальчики переходят реку Чомой - правый приток Ирташа.
"Только не бросай меня в терновый куст..." :)

Ночуем не доходя километр до реки Джамансу. Завтра нам ее нужно "перебродить". С самого-самого утра, по самой-самой малой воде. Потому что, Джамансу значит "злая вода".

А сегодня вдоль ущелья дует сильный южный ветер. Совершенно невыносимый "кумар" от полыни. Мишу "плющит" аллергия от запаха полыни.
За водой пришлось возвращаться более чем на километр к роднику. В Ирташе вода очень мутная.
Ужинаем уже в глубоких сумерках.
Высота места 3010. За сегодня сумма наборов высоты = 340 метров. По горизонтали прошли 26 км.

На связь со спасателями выйти не удалось. Телефон, вроде бы, и не умер совсем, но SMS с нашими координатами никак не хочет отправляться.

7 августа. День одинадцатый.

В 7:15 мы уже у Джамансу. Речка, действительно, бурная даже в это утреннее время. Миша первым пробует искать место, пригодное для брода. Суется в воду в одном месте, в другом - не получается. Никакой палки для "третьей ноги" здесь нет :(
Мне показалось, что одно место должно быть "проходимым". Я смело поднимаю велосипед на плечо и шагаю в поток. Шаг, еще шаг. Дно чрезвычайно неудобное - большие валуны. Вода совершенно мутная, шаг делаешь совершенно на удачу. Слышно, как под водой грохочут булыжники, увлекаемые водой.
Я проделал 2/3 пути и ... оступился. Вода мгновенно подхватила и меня, и велосипед и понесла вниз. Не помню, успел ли я подумать: "Ё-моё!" Помню, что одна из главных мыслей была: "Только бы не покалечило об подводные валуны".
Вода накрывала с головой. Аккуратно задерживая дыхание, выныривая во второй раз подумал, что, в общем-то, все под контролем: дышать удается, течение несет, похоже, к берегу. Главное не паниковать.
Черрт! От холода пальцы, вцепившиеся в велосипед, начинают слабеть и разжиматься. Я их просто не чувствую. Боюсь, что велосипед унесет от меня.
Наконец-то налетаю на прибрежные каменюги и на втором торможу совсем. Уфффф!
Сергей как-то обалдело и заторможенно смотрит на меня, а я не уверен, что в таком окоченении смогу сам выбраться на берег. Выбираюсь. Мокрый до последней нитки.
Все произошло в течении 10 секунд, не больше. За это время меня смыло метров на 50 вниз по течению. На берегу начинаю замечать ссадины и синяки на ногах, что содрана кожа на суставах пальцев правой руки. Потаскало по камням.

Надо натягивать веревку. Без веревки не перейти никак.
Первым идет Сергей. Не дойдя, буквально, одного метра тоже оступается, падает, но отчаянным рывком выскакивает на берег. Тоже промок насквозь. Только у него там на том берегу переодеться-то не во что. И вот такая картина: сидит совершенно голый Сергей на прибрежном валуне на корточках и дрожит крупной дрожью. Сильное зрелище!
Эту картинку некому было сфотографировать, потому что было не до того. Торопясь изо всех сил, натягиваем веревку. Опять низко-низко над водой, потому что в качестве опоры годятся только прибрежные камни. Миша взваливает рюкзак Сергея и начинает переходить поток, зацепив страховочную петлю за веревку.
Веревка натянута неудачно - человека потоком смещает вниз так, что он попадает в самую "бочку" - потоки воды переваливают через валуны и образуют водовороты над достаточно глубоким местом. Мишу захлестывает по грудь. Еще и норовит оторвать ото дна.
Так Миша делает еще две ходки и перетаскивает все три рюкзака. Герой!

А мне страшно. Как представлю, что надо будет брести с велосипедом, через эти "бочки", где река будет просто вцепляться в велосипедные колеса и пытаться утащить с собой... В голове появляется идея. Суть замысла такая. На противоположной стороне видно подходящий камень не на самом берегу, а на краю небольшого каньона, который проделала река. За этот камень можно закрепить веревку так, чтобы она была выше над водой. Со своей стороны я смогу взгромоздить веревку на собственные плечи, изображая собой вторую опору подвесного моста. Тогда получится прицепить велосипед на скользящей подвеске и перетягивать его, оставаясь на берегу.
Знаками объясняю парням, что я задумал. Ширина Джамансу 20 метров, но докричаться до другого берега абсолютно невозможно, такой стоит грохот воды. Пантомима была сыграна удачно, хоть и не с первого раза. На фото можно увидеть, как идея была воплощена на практике.

Ну, и в конце концов остался я на "этом" берегу один, без рюкзака, без велосипеда, с одним лишь концом толстой веревки :) Надо идти. Обвязал вокруг себя петлю, показал ребятам, как они должны меня страховать и пошел. Пошел чуть выше того места, где до этого в "бочках" барахтался Миша. Выше "бочек". И все получилось очень аккуратно и ненапряжно. Ура! Это приключение закончилось! Всего-то 4 часа прошло :)

Катимся вниз вслед за течением Ирташ. Здесь даже иногда проглядывает дорожная колея и видны следы человека цивилизованного - сигаретные пачки, осколки бутылок.
Очень тревожит вид Ирташа. Два дня назад, еще когда она была маленьким Сарычатом, мы ее перебраживали и мало нам не показалось. С тех пор речка "подросла" - вобрала в себя и Джамансу, и Чомой, и Борду (2 штуки), у Куйлю (тоже 2 штуки), и Бороко. И еще десяток безымянных речушек. И разливается теперь Ирташ широко-широко, а нам его назавтра надо переходить. На душе тревожно.

В таком настронии скатываемся к урочищу Соломо. Здесь сходятся три ущелья. Здесь из одного из ущелий дует могучий ветер. И так, похоже, здесь всегда. Все три ущелья затянуты серой мглой. Выше в горах, очевидно, идет дождь, потому что здешняя речушка прямо на глазах из совершенно прозрачной становится мутной. Здесь Сарычат-Ирташ снова меняет свое название и далее желает называться Уч-Кёль.

Зато здесь в урочище следы цивилизации. ЛЭП тянется снизу из ущелья реки Уч-Кель на юг на перевал Ишигарт. Вдоль ЛЭП идет и дорога. Здесь два неких вагончика и поодаль кош - глинобитный домик. Но это все следы погибшей цивилизации. Несколько лет назад здесь произошло землетрясение. Дорога в нескольких местах совершенно разрушилась и стала непроходимой. Строительство ЛЭП было прекращено. Когда здесь последний раз были люди?

Ночевать собираемся в коше. Окна без стекол - ветер свистит из окна в окно как ураган. Заделываем окна нашим куском полиэтилена и здешними лишними дверями. Из дверей же сооружаем лежанку. Деревяшек много, можно жечь огонь, не думая об экономии.
Чиним Мишин поломанный багажник.

Сегодня движение закончили уже в 2 часа дня. Идти сегодня дальше смысла нет. Надо ждать утра, чтобы форсировать Уч-Кель.
Высота 2920. Прошли 10 километров. Сумма наборов высоты 100 метров. От планового графика движения отстаем дня на два.
Миша отдал распоряжение готовиться к раннему подъему завтра, в 4 утра. Я особенно этому "рад", потому что моя очередь готовить завтрак. Т.е. мне всяко вставать первому.
Пытаемся "прикурить" спутниковый телефон от батареек, которые у нас есть в наличии. Первые попытки были обнадеживающими, но потом кто-то из нас (не будем показывать пальцем, кто) путает "плюс" и "минус", и аппарат умирает окончательно.
Настроение препоганое.

8 августа. День двенадцатый.

Кашу я начал варить еще в темноте в 4 часа утра, как и планировалось. При свете фонарика.
В 6 часов снимаемся с места. Миша фотографирует кош в последний раз, как он думает.
<< Дорога начинается просторной колеей. Затем начинаются каменные завалы, устроенные, очевидно, тем самым землетрясением. Нам нужно как раз вот туда прямо. Оцените ширину Сарычата-Ирташа-Уч-Келя в этих местах. Дорога спускается к реке и исчезает совсем.

Через два часа и 8 с половиной километров подходим к месту, которое на карте обозначено как брод >>

Честно сказать, место ни чем не лучше других мест выше и ниже по течению. Ширина реки метров 40-50. Миша отважно, обвязавшись страховкой, отправился форсировать преграду, и сразу же стало понятно, что глубина еще больше, чем в Джамансу. И течение пободрее, несмотря на ранее утро.

В общем, настала пора "сложить оружие", признаться себе, что это конец нашего путешествия.
Может быть, так оно будет даже лучше. Дальше по маршруту планировались 3-4 брода через реку Теректы, которые и в июне-то, судя по рассказам, бродятся с большими усилиями, а сейчас в августе вода еще выше. Плюс, у нас теперь совсем нет связи.

Погрустив на берегу Уч-Кёля, бредем обратно в кош. По пути есть время подумать, что же делать дальше. Об этом голова особенно болит у Миши. Он руководитель - ему теперь принимать окончательное решение. Мише сейчас не позавидуешь.
Над нами пролетает вертолет, но на нас он не обращает никакого внимания. А мне уже хочется, чтобы кто-нибудь искал нас :)

Выбор вариантов действий у нас не очень много.
Вариант первый: возвращаться вверх по Ирташу-Сарычату на сырты к руднику Кумтор. Спускались мы оттуда три с лишним дня. Подниматься будем, вероятно, не меньше пяти. Еще раз переходить Джамансу. Отличное развлечение! :)
Второй вариант: сидеть в коше и ждать, когда нас спасут.
Миша решается на другой вариант: идти на юг, через перевал Ишигарт, затем в Ак-Шыйрак или Кара-сай. Есть маленькое "но", Миша знает, что дороги и мосты там разрушены, и непонятно, "живые" ли там эти два поселка.

По моему настоянию оставляем записку в "бутылочной почте". Это на случай, если нас все-таки начнут искать. Пусть лучше найдут нас как можно скорее - хоть бензина потратят меньше :)
Чтобы заметили с воздуха, из всех имеющихся досок и обломков шифера выкладываем большую "А" на черной почве огородика рядом с кошем. В бутылку запихиваем записку примерно такого содержания: "8 августа. Группа велосипедистов в составе ... Не смогли перейти Уч-Кёль, сходим с маршрута. Идем через перевал Ишигарт, далее в Кара-сай. Запас еды на три дня."

До перевала в этот день мы не добрались. Поднялись на 640 метров до высоты 3580. Мишу что-то снова "плющит" - жалуется на слабость.
Здесь конкретные напряги с водой - ручьев немного. Поэтому не торопимся дальше, а останавливаемся у последнего, можно сказать, из них. И тот к закату иссяк как вода в кране :)
Но место симпатичное. Настроение мало помалу становится бодрее.
За сегодня проехали и прошли 22 километра.

9 августа. День тринадцатый.

<< Перевал. Не совсем Ишигарт, а чуть западнее от него, т.к. мы хотим спускаться на юго-запад к реке Коёнды.
Высота 3925. Местность довольно невзрачная, поэтому фотографируем не так много.
Здесь тянется все та же неработающая ЛЭП. И идет дорога, явно ветшающая со временем.

Это уже спуск. Виднеется река Коёнды. >>

<< Иногда спуск такой крутой, что тормоза не держат. Использую "ножной тормоз".

Вдруг совершенно внезапно видим на противоположном берегу людей! Впервые за 5 дней. Много людей!
Оказывается, здесь находится пост егерей заповедника. Егеря сначала офигевают. Затем проверяют все-все документы, которые у нас есть. Не обнаруживают разрешение на проход в заповедник и составляют акт о нашем незаконном вторжении в "ядерную зону", как выразился один из них, Сарычат-Ирташского заповедника. Хорошо, что о штрафе речь даже не заходит :) >>

После этого мужики превращаются в обыкновенных радушных кыргызов. Мы здесь наблюдаем троих собственно егерей. Семью, кого-то из них: женщина, дети постарше, совсем маленькая девочка. Еще здесь группа французов и москвичей, взрослые и подростки-школьники. Приехали они сюда лишь вчера вечером. А цель поездки - искать следы снежного барса. Они собираются подняться туда, откуда мы только что спустились. Мы рассказываем вкратце о нашем путешествии, расстраиваем французов, что никаких барсов мы не видели и желаем им найти, хотя бы следы.

Егеря накормили нас, чем смогли. И на том спасибо! А вот литр бензина для нашего примуса продать отказались.
Нам нужно как можно скорее дать о себе знать спасателям и родным дома, но у егерей связи с большой землей нет. Говорят, что недалеко есть некий Руслан, у которого есть турбаза и спутниковый телефон. Мы решаем сначала найти этого Руслана, чтобы позвонить с его телефона, а затем двинуть на запад в сторону поселка Кара-Сай.
Здесь высота места 3420 метров над уровнем моря. Чтобы выбраться из этой речной долины, надо подняться на 100 метров. Выбравшись наверх, катим по направлению к Руслану, как нам кажется, но очень быстро оказывается, что куда ехать непонятно. Местность представляет собой сильно всхолмленную глинистую пустыню, изрезанную глубокими складками. От края до края тянется (снова!) ЛЭП и линия военной связи на обыкновенных телеграфных столбах. Между этим вперемежку, безо всякой системы тянутся автомобильные следы, каждый из которых может сойти за дорогу. Егеря нам объясняли, как ориентироваться то сначала на одно, потом на другое, а затем на третье. Но здесь, стоя на холме, понимаем, что не понимаем.
Начинает накрапывать дождик, затем начинает лить по-серьезному. Моментально глина превращается в липкую каку. Миша очень жалуется на острую боль в голеностопе. Час от часу не легче!
Когда выбираемся снова на дорогу, видим что по ней буквально секунду назад проелозил по грязи КамАЗ, приехавший оттуда, куда надо нам.
Сергей отправляется снова вниз к егерям, чтобы получше узнать дорогу до Руслановой турбазы.
Мы же с Мишей, обсудив ситуацию, приходим к выводу, что надо искать автотранспорт и сваливать отсюда как можно скорее. Я тоже пошел обратно к егерям, так как у них есть УАЗик. Но уговорить егерей не удалось, мужики сказали, что у них куча дел, и они ну никак не смогут отвезти нас. Единственное, они сказали, что проезжавший КамАЗ - это КамАЗ пограничников. Скорее всего, он повез уголь на заставу, и скоро должен будет возвращаться обратно. Может быть сегодня, а может быть завтра. Ну что же, на "нет" и суда нет. Сергея, который отправился к Руслану, я проинструктировал, чтобы он и с Русланом попробовал договориться о транспорте.

Возвращаюсь к Мише, и начинаем мы с ним вдвоем "куковать" на холме. Снова находимся в облаке, можно сказать. Временами облака задевают за землю, и тогда идет дождь, хотя там внизу у егерей совершенно сухо. Вокруг глина, глина, глина. До границы с Китаем 30 совершенно непроходимых километров.

Вдруг на дороге показывается еще один УАЗик. Машем ему рукой и начинаем общаться с обитателями УАЗика: пожилой мужчина, мужчина молодой, видимо его сын, и мальчик. Мужчины в принципе не против того, чтобы довезти нас до Барскоона, который на берегу Иссык-Куля. Отлично! Видно, как отец решает в уме какое-то сложнейшее математически-логистическое уравнение, пытаясь понять прибыльность предприятия. После торговли и препирательств сходимся на сумме в 6 тысяч сомов. Это примерно 4300р. Ок, по рукам. Только сначала им надо сделать немного дел: поймать барана, доехать до деревушки Дю (это совсем недалеко), затем вернуться в Ак-Шыйрак (это уже подальше будет) и там заправиться. Ну что же, мы подождем, т.к., похоже, до пятницы совершенно свободны... :)
Возвращаясь с пойманным бараном, УАЗик снова проезжает мимо нас, а старший мужчина заявляет, что сумма должна быть больше. Второй раунд торговли заканчивается сделкой по цене на 500 сомов больше.

Ждем и Сергея, и УАЗик. Сергей возвращается с радостными новостями, что Руслана он нашел, до спасателей дозвонился, до Новосибирска тоже.
УАЗик приезжает с опозданием часа на полтора от договоренного времени.
Оказывается, что в УАЗ можно запихнуть 4 взрослых мужиков, 3 велосипеда, 3 здоровенных рюкзака, бак для бензина литров на 150 (он виден за правым плечем Сергея, прямоугольный железный такой) и бочонок для бензина еще литров на 50 (пластмассовый, виден над колесом велосипеда). А сначала казалось, что все это не впихуемо...
Дорога, в общем, ничего себе, если бы не многочисленные широченные гравийные, щебеночные поля и бурные потоки воды. И то и другое здесь благодаря ледникам горного массива Ак-Шыйрак, до которых рукой подать.

В этом месте мы решили, что это конец - машина не проедет. "Дааа... Утром здесь было нормально" - задумчиво сказал Улан, так зовут нашего водителя. Потом он полез под колеса ("включил передок") и в три маневра (прямо посередине потока) выкарабкался на дорогу. Если вам нужен маленький танк, то берите УАЗ!

Справедливости ради надо сказать, что мы встретили на своем пути два джипа-иномарки. Как сказал Улан, это джипы местного предприимчивого перца, который возит сюда иностранцев на охоту. Кроме этих признаков жизни мы здесь больше не видели ни машин, ни поселков.
Еще запомнился мост через реку Кара-сай. Её мы пересекали уже в половине десятого вечера, в глубокой темноте. Один пролет моста обвалился. Внизу проложены бревна так, чтобы машина прошла по ним колесами, и ее не заклинило в треугольнике, которым сложилось дорожное полотно. УАЗ ныряет вниз - свет фар утыкается в бревна,- затем вздымается капотом в небо и... глохнет. Мотор заработал и наш танчик умудрился стартовать из такого положения "морда в небо". И это "автомобильная дорога магистральная", если верить карте!
Миновав этот злополучный мост, водитель объявляет, что с дороги надо сворачивать, потому что дальше через реку Тарагай мост совсем разрушен. "Мы поедем по старой дороге".
Точнее старому бездорожью! Фары выхватывают из темноты камни, буераки, колдобины. Дорога лезет вверх. Скорость не более 20км/ч. Мы держим направление на Кумтор, наш маршрут замыкается в кольцо.
И вдруг мы оказываемся посреди бескрайнего, как кажется в темноте, потока воды. УАЗик почему-то поворачивает круто направо и начинает описывать дуги. "Я не вижу, где дорога" - заявляет Улан и глушит мотор. В третий раз он открывает крышку бензобака, засовывает в горловину монтировку и так определяет остаток бензина. Озабоченно качает головой. Посидев пять минут в тишине и темноте, Улан оживает: "Здесь должна быть другая дорога!" Начинаем возвращаться назад. Ориентируемся по моему прибору GPS. Маршрут нашего движения записан, и я говорю Улану куда надо двигаться, чтобы возвращаться именно назад. Тот пытается разглядеть по сторонам признаки "другой дороги". Через 4 километра снова сдается. Все, ночуем здесь.
Почти полночь. За бортом градусов пять выше ноля. Палатку ставить не хочется - там же за бортом какая-то гадость из глины и воды.
Я пытаюсь устроиться на своем переднем, жестком, как и все в этом УАЗе, сидении так, чтобы можно было поспать. Ноги затекают, в бок дует холодный ветер из щелей двери. Я закидываю ноги за баранку - теперь ветер начинает дуть прямо в ухо. Так я до утра не доживу! Устраиваюсь так: ногами становлюсь на свое сидение, животом наваливаюсь на рюкзак, который стоит на заднем сидении. Макушка почти упирается в потолок. Рядом так же бьются в тщетных попытках принять мало-мальски "анатомическую" позу и Сергей, и Миша, и Улан. Видимо, я на какое-то время забываюсь. Просыпаюсь и чувствую, что я совершенно не чувствую свою правую ступню. Изо всех сил шевелю пальцами, разгоняя застоявшуюся и застывшую кровь. Еще никогда в жизни я не ждал рассвета с такой силой!
В половине шестого Улан зашевелился, вышел из машины, размялся, прошел пару кругов и оживленно метнулся обратно в кабину: "Так вот же она дорога!" Мне хотелось только умереть. Немедленно, только без мучений. Еще час мы ползли 18 километров до того самого золотого рудника Кумтор. Снова по камням, прямо поперек рек, иногда повдоль...

Теперь щебеночный хайвей, о котором я уже писал, мы проезжали в обратном направлении. Хайвей выходит на первал Барскоон и спускается вдоль одноименной реки к одноименному поселку (и правда, зачем названия зря расходовать?!).
Перевал Барскоон - красивейшая и мощнейшая штука! Перепад высоты 1100 метров, причем расстояние по горизонтали между верхней и нижней точками всего 8 километров! Серпантин из 32-х "языков"! На перевале к самой дороге подходят горы, по которым сползают серые языки ледников. Кажется, что до них можно дотянуться рукой. С каждой сотней метров спуска явственно становится теплее. Начинают появляться еловые заросли. Красивейший вид! Я искренне советую всем, кто планирует попутешествать в окрестностях Иссык-Куля, взобраться также и на Барскоон. Вам гарантированы прекрасное физкультурное упражнение и потрясающие виды!

Мы же совсем ничего не фотографируем, потому что чувствуем себя измотанными сверх всякой меры. "Улан, отвези нас на самый берег Иссык-Куля!" ("Мы там в нем немедленно утопимся" - это уже про себя)

Улан Даирович Мусаев, наш доблестный водитель "танка", разыскивает невдалеке от поселка Барскоон лучший пляж на всем южном берегу Иссык-Куля и довозит нас почти до кромки прибоя. Тепло прощаемся, и Улан отправляется заливать на наши деньги бензин во все емкости своего авто, чтобы отвезти его обратно в Ак-Шыйрак, а мы ползем к воде, чтобы там сдохнуть.

Для бухгалтерии: путь, проделанный на авто, составил 167 километров.

Дальше >>

Хостинг от uCoz