<<Предыдущая Оглавление Следующая >>

4-е мая. Во глубине Карабахских гор.

Дневной пробег 69км. Сумма наборов высоты 720м.

Утром подъем под несмолкающий рокот горной речки. Снова питательная, но не очень вкусная каша с тушенкой, и вкусный, но не очень питательный суп радушной Офелии. Теплое прощание с ней и ее двухлетней дочкой. И в путь!


Фото В.Черникова
Дорога идет по дну ущелья, вдоль стремительной реки. Следуя за рекой, дорога постоянно с небольшим уклоном вниз. За день опустились с 1240 до 730м. над уровнем моря.

Поселки встречаются редко. Дома в поселке можно пересчитать по пальцам рук.

Через 9 километров на дороге снова появился асфальт. Пока еще он то появлялся, то исчезал совсем, а то был просто сильно разломанным.

11:20, прошли 20км. Поселок Дадиванк. И здесь же монастырь Дадиванк. Точнее просто "Дади ванк". Потому что, "ванк" - это монастырь. Т.е. просто "монастырь Дади". А Дади был учеником апостола Фаддея и проповедовал христианство в Арцахе (Арцах - это историческое название области, которую сейчас занимает Карабах). Первые упоминания об этом монастыре в письменных источниках относятся к IX веку. А предания говорят, что он был основан в I веке! В одном сходятся все источники: что Дадиванк - это древнейший монастырь Армении! Подробнее можешь узнать здесь.

Нашими гидами стали четверо местных пацанов. Места здешние весьма отдалены, и туристы появляются здесь очень нечасто. Несмотря на это монастырь Дади последние несколько лет активно восстанавливали и реставрировали. Кроме великолепных наземных помещений в недрах холма, на котором стоит монастырь, есть несколько обширных подземных залов и коридоров. Пацаны, хоть и не владели русским и не смогли хоть как-то объяснить назначение помещений, но показали нам их все. За что и получили пару звонких монет!


Аттракцион с прилипанием камней к каменной же стене в одном из подземелий.


Так поселок выглядит с монастырских стен.

В семье пацанов 12 детей. Хорошо, что нас в монастыре сопровождали не все 12!

Речка, вдоль которой мы путешествуем сейчас, называется, кстати, Трту, или Тартар. Не те ли самые Тар-тарары? Машины встречаются очень редко. Все рады таким дорожным встречам - машины сигналят, мы машем рукой. Но один раз я сильно пожалел, что махнул рукой встречной машине. Белая затонированная "Нива" остановилась, и оттуда неспешно вылез дородный дядя. Он поманил меня пальцем, что само по себе было очень необычно, но в дяде была, что называется, харизма, и я не стал заставлять просить меня второй раз.
- Кто такие?
- (Думаю: ну, попал!) Ну, мы из Новосибирска. Путешествуем, вот...
- Разрешение есть?
- (Ну так и есть! Черрррт!) Какое разрешение?! У Владимира есть письмо главе Арцахской епархии Армянской церкви от главы Армянской церкви в Красноярске. Мы его везем в Шушу.
- Пусть принесет.
- ??? ... Сейчас.
Владимир приносит. Мужчина с харизмой читает. Многозначительная пауза.
- Ребята! Я - глава района (следует название района Карабаха). Для того чтобы находиться здесь, требуется разрешение МВД. У вас нет такого разрешения. Я должен задержать вас. Я вижу, что вы ребята хорошие, так что я вас отпущу. Но обязательно, как приедете в Степанакерт, идите в МВД, отметьтесь и получите разрешение. Пока можете быть свободны!
- Слушаемся! (ваше высокоблагородие!!!)

После этого происшествия я стал внимательнее оценивать "понтовость" номеров и степень затонированности встречных машин, прежде чем приветливо махать им. Одно правило действовало всегда: чем проще люди, тем проще иметь с ними дело!

Где-то здесь мы "прочухали", что сотовая связь не работает. Точнее, наша сотовая связь не работает. Антенны сотовой попадались, но оказалось, что здесь действует единственный оператор - Карабах-телеком, - и с ним нет роуминга. Ни у МТС, ни у Билайна, ни, даже, у армянских операторов. Вот такие вот особенности пребывания на территории с неопределенным международным статусом!

За Гетаваном дорога почти вышла к водохранилищу и тут же ушла правее к поселку Дрмбон. Перед Дрмбоном проехали только-что-отевроремонтированную золотодобывающую фабрику - как сказали местные, фабрика официально считается молибденовой. Впечатляющее сооружение на фоне полного отсутствия прочих цивилизованных сооружений.


Несколько раз искренне радовался, что еду на велосипеде, а не на машине. Вспоминаю, как водитель груженого длинномера-трубовоза остановился и тревожно оценивал состояние полотна дороги, наполовину (!) смытой этой самой Трту.


В Дрмбоне кушали, пережидали дождь, общались с местным народом, слушали их байки, рассказывали свои.

6 вечера. Дальше дорога - последождевой грязный глинисто-щебеночный грейдер, 5 километров подъема в гору на 400 метров вверх. Эти 5км. заняли полтора часа времени.

Водитель одной из встречных "Газелей" предлагает переночевать в его доме в поселке Члдран. Но у Владимира были какие-то свои соображения, заключавшиеся в том, что нечего зря палатку с собой возить, пора "поробинзонить", заночевать в лесу. Скажу, что решение было не самое удачное, потому что дождевые тучи снова сгущались.

Миновали Члдран, выехали на отличное ровненькое асфальтовое шоссе, спустились по вертикали метров на двести, и поставили палатку у живописной речушки. Красотами местности насладиться не удалось, потому что дождь таки стал накрапывать и шел не сильно, но постоянно почти всю ночь. Почему-то спалось мне плохо. Стали вспоминаться рассказы о волках, змеях и азербайджанских разведчиках. Ночью снились кошмары.

Утром все было затянуть то ли тучами, то ли туманом. Но пока умывались и кипятили чай, солнце разогнало обрывки тумана и порадовало своими лучами.


К началу

День 5-й. Бросок на Степанакерт.

Пробег 85. суммарный набор высоты 1300м.


Фото В.Черникова
Вверх-вниз, вверх-вниз. И вот где-то около поселка Кичан мы поворачиваем направо и направляемся в поселок Ванк.
После унылой ночи погода просто старается максимально порадовать нас. Виды просто красивейшие!
Тут я теряю бдительность и несусь к выгодной точке съемки, забыв застегнуть карман на велорюкзаке. Где-то на камнях вытряхнул GPS'ку! Моему горю не было границ! Все пропало! Не будет никаких треков!... Я четыре раза ходил туда и обратно вдоль моего еле заметного следа от колес. Я молил небеса, я готов был остаться здесь навсегда и превратиться в камень!
... Надо оставаться благоразумным. Володя уехал вперед, надо его догонять. Я всхлипнул, мысленно попрощался с GPS'кой и с треками, и отправился вдогонку.
Забегу вперед и скажу, что все закончилось благополучно. Я не сообразил, что мы просто делаем крюк, и будем возвращаться здесь. Когда Володя мне это сказал, я просто завопил: "Ура! Последний шанс! Пол-литра коньяка тому, кто найдет мою GPS'ку!". И я нашел ее. И заорал еще громче! :)


Монастырь Гандзасар. Первое упоминание относится к X веку. Постройка, которую можно видеть сейчас, сделана в XIII веке.
Из Гандзасара в 1701 были отправлены обращения восточных армян к Петру Первому с просьбой о принятии российского подданства и военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига.
В армяно-азербайджанскую войну храм сильно пострадал. Сейчас же он идеально восстановлен!
Подробнее читай здесь


Вид с монастырской стены на поселок Ванк. Надеюсь, ты помнишь, что означает слово "ванк" :)


Монастырь на холме, поселок с названием "Монастырь" у подножья холма. Перепад высоты примерно 400 метров. К монастырю ведет чудный "серпантин". Вверх - тяжело, а вниз - просто дух захватывает. Главное - вписываться во все повороты.


Фото В.Черникова
В поселке Ванк есть прекрасная асфальтовая дорога, связывающая его и монастырь с остальным миром. Именно эта дорога сделала монастырь доступным для туристов. Есть также гостиница, стилизованная под "Титаник" (на фото), заводик по изготовлению из местного дуба паркета. Аккуратный и приносящий, судя по всему, не плохие дивиденды. Есть вот такой замечательный забор из старорежимных азербайджанских автомобильных номеров. И не один забор. И еще домик, облицованный такими номерами!

Дальнейшая дорога до Степанакерта не запомнилась какими-либо выдающимися событиями. Еще пару раз вверх-вниз. Оооочень много вверх. Зато потом дорога плавно спускается в долину, в которой возвышаются столичные дома Степанакерта.


На въезде в город всех встречает монументальный главный символ Арцаха. Он символизирует пожилых армянина и армянку, вросших в здешнюю землю по самые плечи так, что никакая сила не сможет их с этой земли изгнать.


Степанакерт - столица Арцаха. "Столичность" просто витает в воздухе.

Поселяемся в гостинице. Учтивый портье, молодой человек лет 23-х, говорит, что в гостинице нет мест, потому что в город приехало очень много гостей, потому что 9-го мая здесь будут отмечать не только день победы в Великой Отечественной войне, но и 15-летний юбилей победы в армяно-азербайджанской войне, он же юбилей независимости Карабаха. Только для нас у него есть один номер, который стоит 30 тысяч драмов (курс тогда был: 13.5 драмов за рубль), и только для нас же он может сдать его нам всего за 25 тысяч. (Позднее мы выяснили, что номер стоит 20 тысяч. То есть парень положил себе в карман 5 тысяч. Ну что же, столица, она во всем столица)

Отмываемся в горячей воде. Впервые с 1-го мая. Это такой неописуемый кайф!

Переварив информацию о предстоящем юбилее, решаем, что надо изменить изначальный план, и задержаться здесь до 9-го мая. Три дня предстоит занять поездками по окрестностям.

В этот же вечер наблюдали тренировки перед военным парадом. Впечатлило.


К началу

6-е мая. Город, которого нет, в стране, которой нет.

Пробег 47км. суммарный набор высоты 430м.

Утром "переметнулись" из гостиницы в частный дом через дорогу. Хозяин сдал нам специальный "гостевой курятник", впрочем, очень приличный, всего за 5 тысяч драмов в день.

Вещи оставили дома и налегке поехали в город Агдам.
В велосипедном смысле совершенно непримечательная поездка - ненапряжная ровная асфальтовая дорога, небольшое расстояние, отличная погода. Запомнилось, разве что, тем, что у Володи "сдулась" амортизационная вилка. Заехали ее подкачивать в придорожный автосервис и долго мучили компрессор, выжимая из него нужное давление. Думаю, что первую машину, заехавшую вслед за нами подкачать колеса, должно было разорвать остатками воздуха сверхвысокого давления в компрессоре :)

А вот в познавательном смысле это было сильно.
Агдам был азербайджанский город. В том смысле, что в нем жили преимущественно азербайджанцы. И этим все сказано. Город действительно был. Это был немаленький город, с 3-4-5-этажными домами. Сейчас от них остались максимум 2-этажные руины. Дома методично разбирают на камни, которые самосвалами, аккуратно вывозят в Степанакерт или на постройку других, армянских поселков.
Жителей, в обычном смысле этого слова, здесь нет. Есть люди, которые живут в этих останках домов, возделывают огороды. У меня первое слово, появившееся в голове, когда я увидел этих людей, было слово "бомж". Не знаю, так ли это на самом деле. Увиденная обстановка настолько давила на сознание, что не хотелось общаться ни с кем здесь, а хотелось бежать отсюда без оглядки.
Города с названием "Агдам" уже нет на новых картах. Как минимум, нет на армянских картах.



По пути в Агдам проехали город Аскеран. И крепость. В последнюю войну использовалась по своему прямому назначению.

Еще фотографии и более подробный рассказ об этой поездке будут в следующей главе.

К началу

<<Предыдущая Оглавление Следующая >>

Хостинг от uCoz