<<Предыдущая Оглавление Следующая >>

День 10-й. Прочь из Карабаха, Горис, на КрАЗе через перевал

Пробег 52км. суммарный набор высоты 1320м.

SMS в Новосибирск, 10 мая, 7:10 местного времени
Ура! снова есть связь! мы в Лачине, движемся в Ереван. все отлично!
SMS из Новосибирска, 8:14
Наконец то, заставил поволноваться. удачи!

На самом деле утро серое и туманное. Тучи раздумывают, лить дождь или нет.
Дорога от Бердзора (Лачина) идет вниз, и скоро, через считанные километры, мы проезжаем поселок с красивым названием Ахавно. Здесь проходит граница между Карабахом и "настоящей" Арменией. Она обозначена блок-постом, который выглядит, как просто пост ГАИ. Толи обстановка здесь действительно совершенно спокойная, толи у местных "гаишников" вчера был очень тяжелый праздничный вечер, но никаких признаков жизни на блок-посту мы не заметили. Да мы и не хотели привлекать к себе внимание, а на максимальной скорости, под горку промчались мимо поста и стали дышать чуть-чуть раскованней - за постом уже была территория, находиться на которой мы имеем полное право.


Встретился вот такой пешеход, переходящий дорогу.


Пещерный город в поселке Тех. Обрати внимание, что некоторые пещеры используются для хозяйственных нужд - в качестве кладовок, видимо.

SMS в Новосибирск, 10 мая, 14:54 местного времени
Приехали в Горис. пойдем смотреть пещерный город. потом на машине поедем через перевал. устали :( ненавижу горы! :) очень хочется домой! скажи чтонибудь ободряющее.
MS из Новосибирска, 15:00
Ждем героев домой! Поаккуратнее на трассе!
SMS из Новосибирска, 15:03
скоро домой ! ты загорел . ну как ? пойдет ?
SMS в Новосибирск, 15:04
Спасибо! полегчало! то ли загорел, то ли грязный :)



В Горисе не с первой попытки, но разыскали краеведческий музей. Весь музей содержится в одной, хоть и большой, комнате - холодной, с мелкими, но нескрываемыми признаками нужды в деньгах. Женщина, которая тут и за сторожа и за экскурсовода, мало что могла рассказать об экспонатах. И невозможно все это незнание списать на плохое владение русским языком. Разительный контраст со степанакертским музеем!

Выспросили, как добраться до здешнего пещерного города, который обозначен как достопримечательность во всех туристических справочниках. Оказалось, что он находится прямо на окраине города. Я бы даже сказал, что является продолжением города. Окраина города, древние пещеры и городское давно слились неразделимо и никого это не удивляет.





В очередной раз поражаюсь тому, что армянские могилы - это целые градостроительные сооружения.

Еще Горис запомнился своими поразительно горластыми и невоспитанными детьми! Практически все они, кого встречали, недолго покумекав и опознав в нас туристов, начинали клянчить деньги. Странно, но взрослые при этом вполне тихие, если не сказать "чуть пришибленные". Может быть, это их дети их так довели? :)

Дальше у нас был задумано использование автотранспорта, чтобы совершить бросок через перевал и добраться примерно до Ехегнадзора. Оказалось, что в это время (7 часов вечера) междугородные "маршрутки" и автобусы уже не ходят. Первые попытки ловить "попутку" были безуспешными - грузовик шел не туда, куда нам надо, или не останавливался, чтобы не терять скорость на довольно крутом подъеме. Нам подсказали, что если подняться на эту гору, там есть придорожное кафе, где многие машины останавливаются, и где шанс подсесть на попутку выше.

В кафе мы поужинали, поболтали с гостеприимной хозяйкой заведения, которая оказалось армянкой-беженкой из Баку. Война и предвоенные события переломали многие судьбы. Хозяйка посоветовала или ловить машину здесь, или в крайнем случае ехать до города Сисиван, где находится таможенный пост и где таможенники, как она сказала, всегда помогут подсесть на машину, идущую в нужном направлении.

По счастью, здесь же ужинал молодой водитель КрАЗа, который направлялся в Ереван. Он ни слова не понимал по-русски (пожалуй, это был первый и последний встреченный нами армянин с полным незнанием русского!), но хозяйка кафе помогла договориться с ним. Парень, кажется, был даже очень рад, что будет не одинок в поездке, к которой он "готовился" "четвертушкой" водки(!). Аккуратно, насколько смогли, разместили велосипеды в кузове КрАЗа, в котором находился единственный груз - ковш какого-то еще более строительного чудовища.

Забегая вперед, скажу, что Володя совершил досадную промашку. Обрати внимание на два свертка на переднем багажнике его велосипеда. Это палатка и надувной коврик. Они соприкасались с ковшом и за 3 часа дороги протерлись - в них появились небольшие дырки. Коврик не надувался. И палатку тоже придется заклеивать. Я отделался дыркой, протершейся на боку сидения моего велосипеда. А ведь тоже мог просто снять его и убрать подальше от этого злополучного ковша! Моему велосипеду повезло больше - ковш смог "сгрызть" лишь краешек сидения. Товарный вид попорчен, но потребительские характеристики не пострадали.

КрАЗ перемещался неторопливо, но с достоинством океанского лайнера. В управлении они тоже чем-то схожи. Карен, так звали водителя, делал какие-то сложные и неочевидные движения рулем или педалями и рычагами, и только спустя некоторое время грузовик откликался сменой направления движения и скорости.


Фото В.Черникова
На высотах за 2000 тысячи метров снова появились плешки снега. Мы погрузились снизу вверх в тучу, которая поливала машину мелким дождиком. Перевалив через высшую отметку (2300) дорога резко пошла вниз. Должен вам сказать, что от скоростного спуска на КрАЗе дух захватывает еще больше, чем от спуска на велосипеде! В виражах на серпантине грузовик занимает всю дорогу от бордюра до бордюра. И откуда Карен знал, что встречной машины не будет?!

До Ехегнадзора добрались только к половине одиннадцатого ночи. Попросили Карена остановить - то есть, залопотали непонятно для него и стали тыкать пальцами в окно, - под фонариками на бензозаправке. В свете этих фонариков разгрузили велосипеды, тепло попрощались с Кареном, навьючили рюкзаки на велосипеды и впотьмах поехали искать место для ночлега. Нашли какую-то недостроенную заправку или придорожное кафе, в дальней части, которого оказался вмеру грязненький склад разного строительного хлама. Он-то нам и показался самым уютным :)


К началу

День 11-й. Последний перевал, день дождя и самая необычная ночевка.

Пробег 89км. суммарный набор высоты 1360м.

Погода отличная! Завтракаем в очень симпатичном кафе, на открытом воздухе, с видом на весенний разлив реки Арпа. Выбор блюд в столь ранее утро невелик, но мы и от такого успели отвыкнуть. Жизнь прекрасна!

[Смотреть]


Следующая остановка в поселке Арени. Спутать его с другим поселком невозможно - вдоль дороги множество торговцев вином "Арени".
Бутылка из тыквы, что на фото самая ближняя к хозяину "точки" по его правую руку, теперь украшает мой дом :)


4100 метров умножить на 7%. Получается... 280 метров вверх. Опять!


Пришлось взобраться до 1800, затем вниз до 1650 еще раз вверх на 1800. И вот он - ПОСЛЕДНИЙ перевал!

Дальше дорога спускается серпантином вниз с 1800 до 800 метров над уровнем моря и выкатывается в Араратскую долину. Но уже на спуске начинается другая напасть - дождь. Дождь не прекращался с 3 часов дня до половины седьмого вечера. За это время мы успели проехать 45 километров. Хорошо, хотя бы, что дождик был теплый. В поселке Покр Веди свернули с трассы и доехали до монастыря Хор Вирап.

SMS в Новосибирск, 11 мая, 21:11 местного времени
30км до еревана. ночуем в церкви рядом с поселком Покр Веди. с видом на арарат и турецкую границу :)



Фото В.Черникова
Монастырь и церковь не в идеальном состоянии, но от них веет искренней "живостью" - настоящее тепло вещи, которую используют для жизни, а не как памятник. Ну и где еще увидишь "наскальные" надписи начала прошлого века?


Все началось с ямы-тюрьмы. Здесь царь Трдат 3-й, язычник как и все армяне в то время, 13 лет(!) держал в заточении святого Григория Просветителя. Затем, в 301-м году, Григорий обратил Трдата в христианство (недюжинная стойкость Григория сыграла в этом, я уверен, не последнюю роль). Так случилось небывалое - Армения стала первой в мире державой с государственной религией - христианством.
"Хор вирап" по-армянски так и есть "глубокая темница". Сейчас в это подземелье можно спуститься. А над подземельем еще в 17-м веке была построена часовня.
Ну а холм, на котором расположены и темница, и монастырь возвышается на месте Арташата - древней столицы Армении.
Еще читай здесь
Сейчас монастырь понемногу ремонтируют. Причем делают это на деньги, которые дает чета престарелых армян, живущих в Аргентине. Уже этим летом, как только будут достроены монашеские кельи, будут здесь и монахи.

Володя быстро сошелся с церковным сторожем. Мануэль, так его звали, неторопливо и аккуратно домывал свои "Жигули" прямо у монастырской стены и дожидался, когда последние посетители покинут церковь, собираясь закрывать ее на ночь. Владимир договорился с Мануэлем, чтобы мы переночевали во дворе монастыря.


Мануэль оказался очень интересным типом. Он стал работать сторожем в Хор Вирапе сразу после армии и делает это уже 27 лет. Кроме того, продает свечки и делает "всякое по хозяйству". В молодости был кандидатом в мастера спорта по гиревому спорту. Гири по сию пору стоят в его "служебном помещении". Здесь же макет церкви Хор Вирап, который он вытесал из глыбы вулканического туфа. Его усы невероятной длины не заметить невозможно. Мануэль утверждал, что сейчас его усы пострижены и не в самой лучшей форме, а были времена, когда их "размах" был 35 сантиметров! "Все со мной хотят сфотографироваться. Я никому не отказываю. За день много-много раз фотографируют. Моя фотография висит в Москве в аэропорту Домодедово". Кто видел?


Граница с Турцией проходит по реке Аракс. На фотографии она видна как серебристая полоска. От нас до нее не больше километра. По обе стороны реки пограничные вышки. Говорили, что на армянской стороне на вышках дежурят российские пограничники. А армянские охраняют внутренний забор из колючей проволоки, до которого вообще всего метров 100.

За этим забором и до самой пограничной реки - возделанные земли. Армянские пограничники пропускают местных жителей на их земли вместе с их сельскохозяйственной техникой, а вечером следят, чтобы все крестьяне покинули "погранрайон".
А за этим всем возвышается Арарат. Как жалко, что в этот раз мы его так и не увидели - низкие тучи затянули все небо.
В сумерках где-то в этой погранзоне завыли шакалы. Хорошо, что Мануэль предупредил нас, что это будет ежедневный "обход" шакалами территории. Даже время появления шакалов, которое сказал Мануэль, оказалось верным с точностью до минут! Иначе их вой, и правда похожий на плач ребенка, заставил бы нас понервничать.
По мере того как сгущались сумерки, ярче становились огни на турецкой территории. В вечерней тишине было прекрасно слышно, как там шумят машины, работает камнедробильный заводик, муэдзин сзывает на вечернюю молитву. Здесь как нигде более ощущаешь малость и тесноту нашего мира людей!


К началу

День 12-й. Возвращение в Ереван и пиршество в абрикосовом саду.

Путь до окраин Еревана составил 34км. Еще 17 намотал, разыскивая дом. Еще 30 - это в аэропорт и обратно. Итого примерно 80км. суммарный набор высоты всего 410м.

Около 9 часов утра выехали их Хор Вирапа и часов в 12 уже были на въезде в Ереван.

Где-то на подъездах к городу стала досаждать проблема, заключавшаяся в том что "звездочки" заднего колеса на холостом ходу вместо того, чтобы свободно прокручиваться на колесе, норовили вращаться вместе с колесом. Таким образом задние звездочки прокручивали цепь так, что повисала петлей между передними и задними звездочками. Было очень неудобно после езды на холостом ходу начинать "педалировать". Только дома я смог сообразить, что загвоздка была в пластмассовом диске, насаженном на заднем колесе между звездами и спицами. Его перекосило и именно оно создавало трение между спицами и звездами. 2 минуты на устранение проблемы!

А пока я около часа потратил на поиски дома, в который надо было "вписаться". Это дом брата хозяина дома в Степанакерте, в котором мы там жили. Самого брата здесь в Ереване не было, и он не предупредил своих родственников о нашем предстоящем визите. Поэтому наша "вписка" в дом, в котором мы появились "как снег на голову", выглядела довольно курьезно.



Фото В.Черникова
Буквально в двух километрах находится древняя крепость Эребуни. Она расположена на холме и в VII-м веке использовалась как укрепленное зернохранилище. Утверждается, что здесь хранилось до 750 тонн зерна! Причем просто в большущих глиняных кувшинах, закопанных в землю на половину. Можно представить, сколько таких кувшинов здесь было! Судя по макету в одноименном музее, который расположен здесь же и полностью посвящен крепости, сооружение было внушительное. Сейчас крепость представляет собой лабиринт каменных стен, по которым можно прогуляться, и с высоты холма оглядеть эту окраинную часть Еревана. В музее Эребуни хранятся предметы и утварь, найденные при раскопках крепости.

Наши "коллеги" из Москвы, попутешествовав по Грузии, утром этого дня вернулись в Ереван из Тбилиси на поезде. Вечером они расположились неподалеку от аэропорта, позвонили и предложили скоротать время за походным ужином и чаркой доброго вина. Оказалось, что это чудесное место в посадках абрикосовых деревьев вблизи аэропорта Звартноц находится в 15-ти километрах от нашего дома. Заодно мы разведали велосипедный маршрут от дома до аэропорта. До поздних сумерек мы делились впечатлениями о наших путешествиях, и пили за их успешное окончание под звуки двигателей авиалайнеров.


К началу

День 13-й. "Вернисаж", Гюмри и вечер в армянской семье.


Одно из центральных мест в городе условно называется "Россия" по названию кинотеатра и "торгового центра". В окрестностях "России" находится конечная остановка междугородных "маршруток" (не стану утверждать, что всех междугородных "маршруток") и сувенирный базар, который называют не иначе как "вернисаж". На "вернисаже" есть все! Ковры, посуда, утварь из камня, вещи новые и старые, картины из лепестков цветов и трав, картины обыкновенные и так далее, и так далее, и так далее... Базар сувениров плавно перетекает в не меньший по размерам базар простого хозяйственного хлама, который при таком соседстве тоже приобретает налет антикварности :)

Сделано из распиленных персиковых косточек.

Мини-турка из глины. Пить кофе можно прямо из нее же. Потому что ручка и края турки всегда остаются прохладными.

Фото В.Черникова

Купив сувениры, отправились в город Гюмри. Ранее он назывался Ленинакан. Именно это название вместе со Спитаком было у всех на слуху в 1988 году, когда произошло землетрясение, которое практически уничтожило эти города. Мы рассчитывали сходить в городской музей, в котором, как мы надеялись, должна быть экспозиция, посвященная землетрясению. Между Ереваном и Гюмри 125 километров пути, которые мы преодолели на такси часа за полтора-два в компании с двумя молодыми парнями-армянами. Парни и водитель старались как можно больше рассказать о местах, по которым мы едем, которые резко контрастировали с цветущей Араратской долиной, напоминали пейзажи Тувы или Казахстана - возвышенные горные плато, усеянные камнями. Чтобы возделывать землю, здешним жителям приходится сперва расчищать ее от валунов. Ребята сказали, что Гюмри для армян, как Сибирь в России - холодно и далеко. Нас, сибиряков, вернувшихся их еще более далекого Карабаха, такое сравнение не сильно потрясло.

В Гюмри в музей мы не попали. Директриса музея решила, что в это воскресенье, вопреки официальному распорядку, все имеют право отдохнуть, и распорядилась закрыть музей.

Фото В.Черникова
Посвящено землетрясению.

Ничего особо интересного в городе мы тоже не увидели, и мне Гюмри запомнился как город множества проводов, значительная часть которых идет никуда.


Фото В.Черникова

Хозяин дома, в котором мы живем, так и не вернулся из Степанакерта. Его брат, живущей в соседнем доме, вечером устроил прощальный "прием" в нашу честь. Много разговаривали, все было по-простому, но очень душевно.


К началу

День 14-й, последний. Эчмиадзин и возвращение домой.

Пробег около 40 километров.

Утром аккуратно собрали рюкзаки, распрощались с нашими гостеприимными хозяевами и выехали в последнюю краткую поездку по Армению.


Фото В.Черникова
Город Вагаршапат, кафедральный собор Сурб Эчмиадзин - резиденция каталикоса всех армян.
Красиво, наглажено и отутюжено, величественно и пафосно...

Из Эчмиадзина вернулись все в тот же приаэропортовый абрикосовый сад и часа три просто провалялись на травке под деревьями, допивая последний мацони и доедая последний лаваш, и дожидаясь нашего рейса.

Велосипедные итоги путешествия выглядят так: пройдено 830 километров (и еще около 150км. на машинах), сумма подъемов составила чуть более 11400 метров! За все время путешествия лишь один прокол колеса да перекос пластмасски на заднем колесе, приведшем к "подклиниванию" звезд. Других технических проблем не было. Отличный результат!

К началу

<<Предыдущая Оглавление

<<Предыдущая Оглавление Следующая >>

Хостинг от uCoz