На главную

Путешествие в страну, которой нет

Это карта путешествия, размещенная на сервисе My-Road.info
Нажмите здесь, чтобы открыть ее на весь экран

Вечером 30-го апреля 2007 года самолет перенес меня из Новосибирска в аэропорт города Ереван.

Полтора месяца назад эта поездка затевалась под названием "на велосипеде по Армении". А оказавшись вдвоем с Владимиром, матерым велотуристом из Красноярска, в аэропорту с замысловатым именем Звартноц, мы уже твердо знали, что едем на велосипедах в Нагорный Карабах. Именно Владимир придумал такой маршрут.

Что я в этот момент знал о Карабахе? Да практически ничего. Вспоминалось, что когда-то в конце 80-х годов прошлого века там кто-то с кем-то воевал. Чем эта война закончилась, совершено не вспоминалось. Да и закончилась ли она? При слове "Карабах" вспоминалась только простенькая шариковая ручка, увиденная году в 1991-м в каком-то магазине, на которой было написано "Freedom to Nagorny Karabakh". Зачем нужна свобода Карабаху и от кого, ни тогда, ни сейчас я не знал.

Что я ожидал увидеть в Карабахе? Военные патрули и заминированные дороги? Руины? Или стеклянно-бетонный новострой страны-победителя? Ожиданий никаких не было. Может быть, и к лучшему: не было никаких предубеждений. Я смотрел и слушал открытыми глазами, ушами, душой и сердцем.

Глава 1-я, велосипедная

SMS в Новосибирск, 1 мая, 00:09 местного времени
Прилетели в ереван. все нормально. собрали велики :) поехали искать ночлег :)

Велосипеды сдавали в багаж специальным образом разобранными и упакованными. Собирали прямо в холле аэропорта. Слава Богу, что велосипеды грузили и перегружали достаточно бережно, и долетели они в полной сохранности.

Редкие в такое время суток таксисты и аэропортовые служащие проявляли сдержанный, но искренний интерес к нам. А узнав, куда и как мы собрались ехать, начинали цокать языками и вращать глазами.

У служащих на шлагбауме на въезде в аэропорт разузнали, в какую сторону ехать в Ереван и где можно поискать гостиницу. Поехали в указанном направлении и буквально в 3-х километрах наткнулись на указанную гостиницу. В ней и остановились. Гостиница так себе, цена тоже. Горячую воду должен, по идее, давать проточный нагреватель, но электричества в нем нет.

Зато утром, сквозь в меру нечистое окно номера, взгляду предстал в розовых лучах рассветного солнца двуглавый Арарат!


К началу

Настал День первый, 1-е мая. Встречаемся с москвичами, едем до Севана.

Погода отличная. Дорога тоже.


Большой Арарат. А у левого края фото - Малый Арарат

Едем в Ереван и встречаемся с москвичами Александром, Александром (еще один) и Ольгой. Ребята прилетели в Ереван на один день раньше нас и собираются проследовать в Грузию. Попасть в Грузию из России сложнее, чем из Армении. Причуды текущего момента мировой политики.


Фото В.Черникова
Язык до... Еревана доведет. Все хорошо понимают по-русски и сносно могут объясниться. Хорошо, что когда рассказывают, куда повернуть, то еще и показывают рукой. Потому что, "налэво" может быть оказаться и направо. Еще хорошо, что часто "километров сэм-восэм" равно всего трем километрам.

Москвичи ночевали на съемной квартире в центре Еревана. Воспользовавшись моментом, мы с Володей отмылись горячей водой, производимой чудом техники, достойным патента на изобретение. В Ереване, да и во всей Армении, горячая вода бывает по великим праздникам. А может быть, и вообще не бывает. Об этом восхитительном водогрейном аппарате я еще упомяну подробнее.

Впятером выезжаем из города и направляемся на север к озеру Севан.


ЧУдная дорога и вид, не правда ли?


Один из Александров проколол колесо. Да еще у него начал ломаться багажник. Багажник "полечили" куском ржавой проволоки


Фото В.Черникова
Дорогу часто окружают песчано-обсидиановые кручи. Обсидиан - это вулканическое стекло. Блестящие черное на желтом - безумно красиво. Как всякое стекло, обсидиановые камни ломаются с образованием острых осколков. Такие осколки часто попадаются на обочине дороги. Приходится внимательно смотреть под колеса и объезжать острия, нацеленные прямо в покрышку.

Армяне ездят на всяком г... Например, на РАФиках образца 1970-х годов. Кто помнит такие? Или еще более древних Волгах. Этот металлолом перемещается, воняет газом, но лезет в гору. И даже быстрее нас. Судя по количеству придорожных будок с вывесками "ходовик" и "вулканизация" (с разными национальными аранжировками на тему русского языка), дается это не легко. Но также ездит много хороших, красивых, современных, дорогих автомобилей. И встречные, и попутные водители бибикают нам. Мы в ответ машем руками. Бибикают чаще как раз из "металлолома". Наверное, потому что ездят медленнее и успевают лучше рассмотреть нас.


Севан предстал перед глазами вот в таком виде


Поселились в кемпинге вот в таком милом вагончике. Рассчитан на 4 человека. Но 5 и даже более помещаются легко.


Съездили в поселок Севан. В магазине закупили продукты. На заправке обзавелись бензином для примуса. Выпендривались - делали вид, что заправляем велосипед. Немало изумили заправщиков


Заглянули к монастырю, который называется (ни за что не догадаетесь!) Севан. Раньше он находился на прибрежном острове. С тех времен уровень воды в Севане сильно понизился, и остров превратился в полуостров


Севан весь-весь-весь окружен заснеженными вершинами. Так они выглядят в лучах предзакатного солнца

SMS в Новосибирск, 1 мая, 20:53 местного
Доехали. все по плану :) ночуем на севане
SMS из Новосибирска
Так держать!

Александр "Адмирал" изготовил чудный ужин с супом из баранины. Шашлык из той же баранины в исполнении другого Александра получился не таким чудным, но тоже был съеден без остатка.

Заснули сытыми, пьяными и довольными.

Итого за день проехали около 85км. Суммарный набор высоты около 1300м. Это включая не только подъем с высоты Еревана (900м. над уровнем моря) до высоты Севана (1900м.), но и "локальные" подъемы после "локальных" же спусков. Почти весь день в спину дул сильный ветер, и все эти подъемы дались не очень тяжело. Только Ольга подустала, а утром следующего дня очень долго не могла оторваться от кроватки. Или подъемов, или вина вчера было многовато для нее.


К началу

2-е мая. Прощаемся с москвичами и направляемся вдоль южного берега Севана.

Проехали 73км. Сумма наборов высоты 340м.


Поселок Севан в лучах восходящего солнца.


Вода в озере Севан. Дно совершенно твердое. А вода совершенно прозрачная.

Едем. Сильный боковой ветер. Приходится буквально накренять велосипеды, чтобы противостоять ветру. На подъезде к поселку Айраван бешеный порыв ветра поднимает с обочин дороги мелкую щебенку и швыряет в лицо. Глаза спасли прозрачные очки, которые я всегда стараюсь одевать на всякий случай. А после такого точно не сниму никогда! Тем не менее, пришлось голову засунуть в ветровку под мышку и пережидать. А после - вытряхивать острый мелкий щебень из кроссовок!


Монастырь Айраванк. Построен в IX веке. Вообще, слово "ванк" означает "монастырь". Поэтому присутствует в названии практически всех монастырей.

Три подростка, оказавшиеся у монастыря, бросили играть в карты и стали выполнять роль гидов. Как могли, потому что по-русски не могли сказать практически ничего.


Фото В.Черникова
Неприятно поразило обилие мусора в виде пакетов и бутылок. Старая привычка просто выкидывать все за околицу, видимо, осталась, а пластиковая упаковка не разлагается и пользу природе не несет. Вот и оседают пластиковые мешки на колючих кустах и изгородях, а бутылки - по берегам рек.


Обед.

Дорога идет вдоль берега Севана. Подъемов и спусков практически нет. Берег Севана то удаляется и скрывается за растительностью, то снова подходит к самой дороге. Дует сильный ветер, раздувает на озере нешуточные волны. Вода в озере зеленоватая и такое волнение делает Севан чудесно-изумрудного цвета.

Ветер стал встречным. Ехать очень трудно. Уже 6 часов вечера. Ветер еще усилился, пошел дождь. Пробиваться сквозь ветер нет никаких сил!

SMS в Новосибирск, 2 мая, 18:33 местного
Чуть не доехали до города мартуни. южный берег севана. сильный встречный ветер,устали,пережидаем. все отлично!


Спрятались в искусственных сосновых посадках. Если ветер не стихнет, то здесь же придется ночевать.


Фото В.Черникова
Поcелок Личк. Здесь должен был быть горячий минеральный источник. Источник оказался минеральным, но не очень горячим. Даже очень не горячим, а чуть теплым. Презрев сомнения (температура воздуха 15 градусов) и легкое офигение местных жителей, купались. Через пару минут вылезать из воды не хотелось. Все-таки она теплее воздуха. Жалко, что минеральная, и мыло мылится очень плохо.

Уже в сумерках добрались до города Мартуни. Здесь нас приютила местная жительница. Накормила до отвала наваристым супом и напоила крепчайшим кофе.

Много разговаривали и среди прочего от хозяйки узнали, во-первых, что в Карабахе много волков, змей и "прочей гадости". Во-вторых, по ее мнению на Зодском перевале, который мы хотим преодолеть завтра, вообще, лежит снег. Что, возможно, дороги там еще, вообще, нет. И что она советует не рисковать, доехать лишь до поселка Зод и остановиться там на ночевку у "старосты" деревни, которого хорошо знает.

Дом типично армянский, большой, в котором всегда найдется место, и вечно недостроенный. В комнате, где нас с Владимиром уложили спать, было морозно, завывающий снаружи ветер с дождем шевелил занавеску у двери, но все равно было лучше, чем в палатке.


К началу

3-е мая. Через Зодский перевал.

За день проехали 86км. Сумма наборов высоты 760м. А сумма спусков - 1445м.

Эта добрейшая женщина на завтрак снова накормила усиленной порцией супа, что нам очень кстати. Стартовали в 9:11. Прекрасный ветер в спину, очень сильный. Прем как самолеты. 30км. до восточной оконечности Севана, где дорога уходит от берега и начинает понемногу подниматься в гору, пролетели к 10:45. Скорость не ниже 25км/ч.


Прошли еще 22км. Время 12:15. Поселок Зод (Содк). Это последний поселок перед перевалом. Асфальт здесь закончился. Но неужели мы здесь, в 12 дня остановимся на ночевку, как советовали в Мартуни?! Конечно, нет! Едем дальше!


Уже почти самый перевал. Говорят, здесь золотая шахта. Сюда идет железная дорога, но 4 года, по рассказам местных опять же, она бездействует. С другой стороны, БелАЗы совсем новенькие, значит, что-то полезное добывают.


Высота уже 2300 над уровнем моря. Дорога лезет в гору все круче и круче. Сил крутить педали уже нет. То слезаем с великов и влачимся пешком, то снова отчаянно крутим на самой низкой передаче. А взобраться нужно в точку, которая чуть выше и левее опоры электропередач. До нее два "витка" серпантина. И это еще не конец. Под ногами прямо по дороге текут ручьи. Накрапывает дождь. Дует ветер, хорошо, что попутный. Довольно часто обгоняют или едут навстречу машины. Вот они - настоящие герои! Я бы здесь не поехал!


По перевалу проходит граница между Арменией и Карабахом. Здесь блок-пост. Я ожидал, что нас встретят угрюмые люди с автоматами, но из вагончика дурашливо улыбался молодой пацан. Он только поудивлялся на наши велосипеды и самому факту нашего появления здесь.
Все, взобрались! Наивысшая точка, GPS показывает высоту 2435. Конец моим страданиям!...


Но не тут-то было! Мы поднимались по южному склону перевала. А спускаться предстояло по северному, на который попадает совсем мало солнца. К тому же, здесь, действительно еще пару дней назад шли снегопады.
Хорошо, что этого грязное месиво тянулось не больше километра. Но для того, чтобы угваздаться по колени, хватило.


Дорога пошла круто под гору. От тормозов шел явственный запах горелой резины. Грунтовая дорога иногда перерезалась или ручьем, или россыпью камней. Сильно разгоняться не хотелось. И все-таки, несмотря на максимально аккуратную езду, где-то здесь от тряски отвалился красный габаритный фонарь, заботливо данный взаймы Костей Баскаковым. Костя! Я сожалею! Не уберег твой фонарь!


Были и такие картинки

За 18 километров пути "слили" километр высоты! Я первый раз в таких условиях!

Внизу миновали уже куда более серьезный блок-пост. Трое армянских "военных полицейских" были теми самыми угрюмыми и с автоматами. Проверили документы, но препятствий чинить не стали. Здесь очень любят и уважают русских! А на вопрос, можно ли их сфотографировать ответили кратко и предельно понятно: "Можно... Но не нужно!"

Здесь были и разрушенные поселки, и обгоревшие танки, и военные части, которые "вы все равно не увидите", как пояснили military police. Но об этом я собираюсь рассказать в следующей главе.

А пока едем по дороге вдоль речки, текущей по дну ущелья. Здесь внизу гораздо теплее. Вечереет, надо искать ночлег. Володя, предлагает ехать до поселка или ночевать в палатке, но я торможу у маленького поселочка из шести домиков и стучусь в дверь. Открывает красивая молодая армянка и почти сразу переходит на практически чистейший русский язык. Но на вопрос можно ли здесь переночевать, сначала опешивает, а потом говорит, что мужа нет дома и сегодня не будет, что пустить к себе в дом она не может.
- Ну а вот рядом такой же дом стоит пустой. Можно там?
- Не знаю.
- То есть, как не знаю? Здесь принято так делать?
- Не знаю. Не знаю, принято или нет.
- ??? ... Хорошо... Мы будем ночевать в пустом доме.

Потом разговорились. Девушку звали Офелия. Она с мужем-военным перебралась сюда из Еревана два месяца назад, и ее история заслуживает более подробного рассказа, который я рассчитываю изложить где-нибудь далее.
Офелия поила нас кофе и потчевала супом. Но суп был сготовлен на столично-ереванский манер и явно не смог бы восполнить убыль калорий. Так что, я раскочегарил примус (снова спасибо Косте Баскакову!) и заварил кашу с тушенкой.


Вид с крыльца "нашего" домика на домик Офелии.

Долго не могли заснуть толи от кофе, толи от такой бесхитростной, как все в этой жизни, истории женщины по имени Офелия.

Оглавление Следующая >>

Хостинг от uCoz