На главную

100-километровый кайт-поход по Обскому водохранилищу

Это карта путешествия, размещенная на сервисе My-Road.info
Нажмите здесь, чтобы открыть ее на весь экран

Кто-то проклинает лужи и грязь, кто-то с нетерпением ждет лета. А есть люди, которые наслаждаются последними холодными деньками.

Рано утром 31-го марта шестеро новосибирских парней сноровисто укладывали снаряжение в микроавтобус и отправлялись в путь, чтобы испытать себя марафонским кайт-пробегом Ордынское-Новосибирск. А чем дальше мы уносились по шоссе прочь от города, тем яснее становилось, насколько долгим будет наш путь по просторам Обского моря.

Вечер предыдущего дня прошел за приготовлениями. Не забыть "напарафинить" лыжи, взять каску, ледобур, приемник GPS, анемометр (приборчик для измерения силы ветра), "сникерсы" для подкрепления сил, буксировочную веревку на всякий случай. Ну, и конечно же, собственно, кайты - "лошадок", которые сделают возможным наше 100-километровое ледовое путешествие.

Для тех, кто еще не успел увидеть многочисленных новосибирских кайтеров на льду моря около дамбы ГЭС, на пляже "Звезда" или "Бумеранг", вкратце расскажу, что такое "кайтинг".

Кайт - это крыло, сшитое из двух слоев воздухонепроницаемой, тонкой, легкой и одновременно очень прочной ткани. На той стороне крыла, которая подставлена набегающему ветру, оставлены отверстия, в которые поступает воздух и, не находя себе выхода, создает давление внутри кайта, надувает его. Полоски ткани внутри конструкции придают ей форму и превращают в настоящее крыло, сродни самолетному. Человек удерживает кайт двумя тонкими прочными стропами длиной около 30 метров. Крыло создает тягу, достаточную для того, чтобы можно было мчаться за ним на доске по воде и даже подлетать вверх. Кайтинг на воде - это и есть, собственно, "кайтинг". И именно этот вид спорта можно увидеть по ТВ. Используя силу кайта, можно ехать на специальной тележке. Это называется "багги-кайтингом". Ну а в наших природно-климатических условиях самым распространенным стал "сноу-кайтинг" - катание по снегу и льду на лыжах или сноуборде.

По приезде в Ордынское оказалось, что это настоящий приморcкий город, портовый :) В порту есть причал, кран и даже "плавсредства", вмерзшие в лед. Все какое-то сибирско-деревенское, но именно из этого "порта" мы и стартовали ровно в 10 часов утра.

Именно этот день и именно этот маршрут были выбраны потому, что в путешествиях такого рода приходится учитывать направление ветра, его силу, и состояние льда - или как говорят кайтеры, "дороги". Все эти вещи благоприятствовали нам. Яркое весеннее солнце искрило снежный простор и пригревало очень ощутимо. Ровный попутный юго-западный ветер наполнял жизнью и силой наши "крылья". Лыжи бойко скользили по твердому снежному насту и оставляли за собой только два узких следа-прорези от металлических "кантов".

Надо сказать, что самое удобное для езды положение - это когда ветер дует ровно сбоку, в правое или левое плечо. Ехать прямо против ветра просто невозможно, в принципе. Если ехать против ветра, то под углом. Но двигаться быстро таким курсом не получится. К тому же, это весьма тяжело физически. Но и ехать прямо по ветру тоже сложно. Дело в том, что ты начинаешь обгонять ветер, и для тебя ветер просто исчезает. В этот момент кайт становится безжизненным куском материи. Приходится идти не прямо по ветру, а совершать зигзагообразные маневры - лавировать. Такой лавировкой мы и начали продвигаться в сторону Новосибирска.

Первые же километры продемонстрировали расстановку сил. Трое из нас были с достаточным опытом как просто обращения с кайтом, так и дальних походов. Для остальных троих ребят эта затея была настоящим вызовом. Труднее всего приходилось Александру, который использовал не тканевый, а так называемый "надувной" кайт. Он действительно надувается насосом. Такой кайт хорош для прыжков и кульбитов над водой в очень сильный ветер, но плохо приспособлен для сноу-кайтинга. Да еще и насос надо везти в рюкзаке :) К тому же, Александр первый раз в жизни стоял на лыжах. Он-то привык "кайтаться" на сноуборде! Но совершить дальний поход на сноуборде просто нереально. На сноуборде хорошо прыгать вверх и крутить "финты", а ехать "вдаль" получается медленно и физически тяжело.

Первым серьезным препятствием стала ледовая автомобильная дорога, идущая от поселка Красный Яр поперек моря, видимо, к рыбацким прорубям. По ней ползли две "Нивы". А мы были вынуждены переползать эти замерзшие колеи в три ряда.

Первый привал устроили в половине двенадцатого на острове Каменный. В этот момент мы находил уже на расстоянии 25 от Ордынского. Остров тоже оказался "портовым", судя по выглядывавшему из-под снега проржавевшему катеру.

Подъехал мужик на снегоходе, с интересом порассматривал наше чуднОе снаряжение и все пытался узнать, можно ли на этих парусах тащить лодку. Пришлось огорчить мужика - на лодке под кайтом так не промчишься. В это время "портовая" собака с аппетитом уплетала бутерброды, добродушно выделенные ей из наших запасов. А вот двое карапузов так и не осмелились подойти к таким странным дядькам.

В это время дна из "Нив" тоже устроила привал. Но судя по тому, что водитель залез под капот машины, это был совсем не отдых :)

И снова в путь! Но вскоре обнаружили, что "отряд не заметил потери бойца" - Саня на "надувастике" все никак не мог стартовать от острова Каменный. Какие-то особенности воздушных потоков у берегов и островов привели к тому, что ветер у острова был слабоват. Для саниного "коня" это стало критично и мы минут пятнадцать, вынужденно отдыхая на снегу, с тревогой наблюдали за двумя точками вдалеке. Одна из них должна была взмыть в воздух и начать перемещать вторую. Должна! Мы в это верили. Ура! Есть старт! Поехали!

Затем тревожное известие поступило в виде телефонного звонка от Алексея. Слава прогрессу, что сотовая связь исправно действует практически на всей акватории этой части моря! Оказалось, что Алексей подотстал неспроста. Он упал, подвернул ногу, уже травмированную ранее, и теперь просто не может на нее опираться. Что делать? Алексей успокоил, что в поселке Завьялово, недалеко от которого мы находились в это время, живут его родители. Он заверил, что сможет самостоятельно добраться до поселка. Там его встретят и помогут добраться до Новосибирска, но уже на машине.

А мы двинулись дальше.

Небольшое недоразумение немного задержало меня. Во многих местах весной образуются возвышенности. Это происходит потому, что к весне из моря специально сливают воду через ГЭС, чтобы суметь "принять" "большую воду" паводка. Уровень воды и льда опускается, а отмели превращаются в возвышенные плато. А местами даже в настоящие горы! Склоны этих плато - это мощные льдины, переломленные и стоящие иногда почти вертикально. Довольно неприятное препятствие. Я пытался затормозить перед одним таким ледовым обрывчиком, поднял кайт вертикально вверх над собой. Но вместо того, чтобы перестать тянуть меня, он совсем наоборот просто "выстрелил" меня вверх. Несколько не острожное управление и порыв ветра привели к такому эффекту. За время краткого полета я успел понаблюдать, как от меня одна за другой отделяются и падают на лед лыжи. Успел смекнуть, как бы мне приземлиться самым безопасным образом - на бок, затем на плечо и на спину, которую вполне защитит рюкзак. Такое происшествие достаточно обыденное, но делает наличие шлема на голове совершенно обязательным! А вот синяк на правом локте остался. Но его я почувствовал уже только дома :) Пока же было не до того.

На горизонте виднелся остров Елбань. Там уже начинались знакомые места. О том, как я в январе путешествовал до Елбани можно прочитать здесь

15 километров до острова Елбань были просто сказочным полетом! Ветер усилился и в этой части моря дул с юга, то есть не прямо в спину а справой стороны. Мы мчались прямым курсом, скорость доходила до 70км/ч. Только два раза приходилось притормаживать, чтобы пересечь гряды торосов, идущих от берега до берега в месте подвижки ледовых полей.

У Елбани мы оказались уже через 15 минут в половине второго. В этом месте мы перевалили через "экватор" нашего путешествия. До дома оставалось "всего" 40 километров по прямой.

Здесь же мы встретились с группой кайтеров, пришедших навстречу нам. С их стороны это было тоже немаленькое путешествие, потому что им, как раз, пришлось пробиваться против ветра.

Ветер дул уже мощно - до 10 метров в секунду. После отдыха и "перекуса", я попытался стартовать, чтобы продолжить путь, но оказалось, что просто не могу справиться со своим кайтом - ветер рвал, трепал и выворачивал его.

Запутанный кайт очень нелегко расправить в таких условиях. Надо аккуратно и очень надежно "пришпилить" ко льду стропы, чтобы кайт не улетел без меня. Если есть хотя бы пять сантиметров плотного снега, это относительно легко сделать, воткнув лыжи. А если нет и такого снега, то приходится ввинчивать ледобур - трубку из прочного сплава со специальными резцами и винтовой насечкой. Затем нужно пойти к кайту и расправит его, вырывающегося из рук. Ну а если в этот момент порыв ветра выдернет-таки лыжи или даже ледобур (и такое бывает!), то только многокилометровый простор заглушит все ласковые слова, сказанные в этот момент.

После трех таких попыток я "плюнул", что называется, и "пересел" на кайт меньшего размера, который я вез в рюкзаке специально для такого случая.

Скоро я нагнал не очень бодро продвигавшихся "начинающих" Александра и Романа.

Было уже три часа дня и жаркое весеннее солнце растопило снег. Да и от специального "скользкого" парафина на лыжах не осталось и следа километров 30 тому назад. Снег стал просто "хватать" за ноги и превратил езду в настоящее мучение. На плотном насте отличное скольжение и разгон, а на месте с рыхлым снегом - резкое торможение, такое, что почти валишься с ног.

Парни выглядели сильно уставшими и задавали недоуменные вопросы: "А мы где, вообще? Куда ехать-то?". В этом месте море сильно расширяется, и берег превращается в узенькую темную полоску на горизонте. На самом деле, в "правильном" месте горизонта уже показались и ГЭС, и домики на "Шлюзе". Я объяснил Роману и Саше, что вот этот поселок - это Ленинское, до него километров 10. А от Ленинского до "Бумеранга" уже рукой подать - всего-то еще 10 километров :)

Парни приободрились, у них открылось непонятно-какое-по-счету дыхание.

Довольно занятно, когда ты едешь по ветру. Кажется, что ветер стихает. Солнце греет совершенно по-летнему, жаря через куртку и обжигая лицо. А вот когда останавливаешься, то снова обнаруживаешь, что дует сильный ветер, метет поземка и все-таки еще далеко не лето.

Несмотря на кажущуюся близость родного берега, он приближался не так быстро, как хотелось. Усталость сказывалась болью в коленях, трудностями с тем, чтобы удержать равновесие на этой "черезполосице" лед-снег, и общим состоянием какой-то отстраненности. Честно сказать, красоты пейзажа уже не радовали.

Ушел еще час на "доезд" до Бумеранга, где мы и финишировали примерно в 16:30.

90 километров от Ордынского до "Бумеранга" преодолены. Общий "пробег" составил чуть более 130км. Мы сделали это!

Вновь радоваться содеянному мы смогли только восполнив пивом недостаток влаги, потерянной вместе с потом. Нет ничего лучше, чем вспоминать все моменты путешествия! И так до следующего года, когда снова будет зима, снова будет лед и (главное!) ветер. И мы обязательно снова пойдем в такой поход, А может быть еще дальше!

А благополучно добравшийся до Новосибирска и присоединившийся к нам Алексей только завидовал нам, да радовался, что он все-таки не остался затерянным среди льдов нашего великого моря.

На главную

Хостинг от uCoz